История
Одни из первых в XX веке опыты в духе боди-арта относятся
к 1910-м годам, когда русский футуризм в лице М. Ф. Ларионова провозгласил,
что «пора искусству вторгнуться в жизнь» и что «раскраска лица — начало
вторжения». Предлагая программу разного рода «раскрасок» и преобразований
облика мужской и женской фигур, Ларионов реализовал эти идеи масочно-ряженного
боди-арт применительно к себе и к своим товарищам. Разрисовав свои лица и
превратив себя в живые художественные объекты, они вышли 14 сентября 1913 года на «футуристическую прогулку»
по Кузнецкому мосту.
Начиная с 1960-х годов боди-арт начал интенсивно
развиваться в Европе, как часть эстетической революции авангардизма,
направленной против духовной косности общества, как противопоставление себя
прежним и в особенности общепринятым традициям творчества, равно как и всем
окружающим социальным стереотипам в
целом.
В 1964 году в Вене первые манифестации —
вызывающие нудистские акции Гюнтера
Брюса и опыты Рудольфа
Шварцкоглера, связанные с различными возможностями языка тела. Их
американские последователи изучают взаимосвязи поэтического и телесного языка (Вито Аккончи), а
также такие ракурсы телесности, как гримаса (Брюс Науман), царапина (Деннис Оппенгейм), порез (Л. Смит), укус (Вито Аккончи). О
теле как объекте и средстве искусства, его основе размышляют французские
теоретики и практики боди-арта — М. Журниак («Месса по телу»,
«Договор о теле»), Д. Пан, У. Лути, Ф. Плюшар.
Представители Боди-арта использовали своё
тело как материал или объект творчества, прибегая к разнообразным, подчас
болезненным, манипуляциям: покрывали свои тела гипсом, надрезами, выполняли
изнурительные дыхательные упражнения, жгли на себе волосы, Ж. Пан (Франция)
публично причиняет себе боль, Крис
Бёрден (США) побуждает своего друга выстрелить в него в
выставочном зале, Р. Шварцкоглер (Австрия) по кусочку отрезает плоть
модели, которая умирает от потери крови, что запечатлевается на фотоплёнку.[1] «Роспись самого себя —
преодоление самоистязание» и «бесконечно испробованное самоубиение», — так
сформулировал крайний мазохистский, но типичный
характер экспериментов боди-арта1960—1970-х годов Гюнтер Брюс, основавший
вместе с Отто Мюлем и Германом Ничем, венскую группу «Актионисмус»
(Aktionismus, 1964). В том же духе совершали свои акции боди-артВито Аккончи, Деннис Оппенгейм, Крис
Бёрден, Джина
Пина, Марина Абрамович,
а в России, уже с 1980-х годов, — А. Жигалов и Н. Абалакова (арт-группа «ТОТАРТ»),
а с 1990-х годов —О. Кулик, О. Мавроматти,
художники школы Ю. Соболева (арт-группа «Запасный выход» царскосельской «Интерстудио»), Е. Ковылина, Лиза Морозова, М. Перчихина
(Мышь).
Одновременно развивалось другое
направление боди-арта, в котором тело художника становилось объектом
гримировальных и костюмированных ряжений: начальные опыты такого рода относятся
к середине 1930-х годов, а в 1960—1970-е годы подобные акции показывали
англичане Гилберт и Джордж,
а также Л. Онтани, Р. Хорст, Х. Вилке, П. Коттон,
У. Лути, Ю. Клауке, Л. Кастелли, В. Трасов, П. Олешко,
Р. и В. Герловины